Баннер

Календарь

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Труд Всем

Главная Программы Проект концепции развития общественного транспорта в Брянской области
Проект концепции развития общественного транспорта в Брянской области PDF Печать Email
Программы - Программы

 

Проект Концепции

развития общественного транспорта в Брянской области

на 2013-2020 годы

Введение

 

Общественный транспорт является одним из важных факторов обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов Брянской области, базовой инфраструктурой экономического роста региона и значимым фактором повышения уровня жизни.

Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р, общественный транспорт должен перейти в качественное новое целевое состояние, обеспечивающее доступность и высокое качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами.

Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций и ценовой доступности услуг общественного транспорта, имеющих социальную значимость.

Данная Концепция представляет собой систему взглядов на состояние общественного транспорта, приоритеты реализации государственной транспортной политики на территории региона, отраслевые перспективы развития, осуществляющиеся в интересах экономики и населения Брянской области.

Целью Концепции является создание в Брянской области устойчиво функционирующей и доступной для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования в регионе рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов.

Концепция является основой для:

- формирования и проведения единой политики Администрации Брянской области, муниципальных образований и субъектов хозяйственной деятельности в сфере развития общественного транспорта Брянской области;

- качественного предоставления населению Брянской области транспортных услуг; 

- создания автоматизированных систем управления общественного транспорта;

- снижения транспортных издержек;

- повышения безопасности на общественном транспорте;

- снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду

- разработки и реализации нормативных правовых актов Брянской области в интересах региона и его жителей.

Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в сфере транспорта, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года и законодательство Брянской области.

1. Характеристика состояния системы общественного транспорта в Брянской области

 

Брянская область имеет развитую сеть транспортного сообщения.

Транспортная система на территории региона представлена следующими элементами:

- железнодорожными линиями, входящими в состав Брянского отделения Московской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- двумя автомобильными дорогами федерального значения А-141, М-13, М3;

- аэропортом «Брянск».

Вышеперечисленные элементы транспортной системы и благоприятное экономико-географическое положение Брянской области обуславливают высокий потенциал для дальнейшего развития транспортных услуг на территории Брянской области.

Транспортная система характеризуется состоянием двух ее основных подсистем – транспортной и дорожной инфраструктуры и отрасли общественного транспорта.

Общественный транспорт – часть транспортной системы, предоставляющей услуги вне зависимости от наличия платежеспособного спроса. 

Основным критерием для принятия решения о предоставлении услуг являются социальные обязательства, принятые на себя федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области. 

Отрасль общественного транспорта в Брянской области включает в себя автомобильный, электрический, железнодорожный.

1.1. Автомобильный транспорт

 

В транспортной системе Брянской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная работа – осуществление городских, пригородных, междугородних и межрегиональных перевозок населения. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров.

Крупнейшими автопредприятиями в Брянской области являются: государственное унитарное предприятие «Брянская автоколонна №1403», государственное унитарное предприятие «Новозыбковское ПАТП», открытое акционерное общество «Унечское АТП», муниципальное унитарное предприятие «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие», муниципальное унитарное предприятие «Брянское троллейбусное управление», открытое акционерное общество «ААК «Брянскавтотранс».

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в своих границах поддерживаются Администрацией Брянской области при помощи механизма социальных маршрутов.

Критериями определения социальных маршрутов автомобильного транспорта являются:

- осуществление без ограничений перевозок льготных категорий пассажиров по единым социальным проездным билетам на автобусных маршрутах;

- автобусный маршрут служит для транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении;

- регулярность движения на маршрутах соответствует утвержденному расписанию движения и не зависит от наполняемости автобусов;

- отсутствие одного или несколько объектов социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, социального обеспечения, образования либо почтовых отделений) в каком-либо населенном пункте, расположенном на маршруте.

Финансирование этих маршрутов осуществляется с привлечением субсидий областного бюджета Брянской области и бюджетов муниципальных образований Брянской области. 

Отдельным категориям граждан предоставляется право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Брянской области по единому социальному проездному билету.

 

2. Региональные особенности и основные проблемы системы общественного транспорта в Брянской области

 

Для каждого региона характерна определенная специфика деятельности общественного транспорта, обуславливаемая демографической ситуацией, географическим положением, уровнем развития и специализацией региональной экономики. 

Современное состояние общественного транспорта Брянской области обусловлено:

- нарушение соотношений пропускной способностью инфраструктуры отдельных видов транспорта и развитием производительных сил, в результате которого возникли многочисленные проблемные точки и «узкие» места в опорной транспортной сети. Наиболее остро это проявляется в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки;

- территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. В настоящее время множество населенных пунктов региона не имеют устойчивой связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием;

- сезонными колебаниями спроса на транспортные услуги в Брянской области, в том числе в места расположения загородных домов, дач и садовых участков;

- высокой долей граждан, обладающих правом льготного проезда на общественном транспорте, приводящей к высокому уровню социальной нагрузки общественного транспорта.

Основными видами перевозок, осуществляемых общественным транспортом на территории Брянской области, являются:

- перевозка работников от места жительства к месту работы;

- перевозка потребителей государственных услуг от места жительства к местам предоставления государственных услуг, в том числе граждан, проживающих в сельской местности;

- перевозка потребителей социальных услуг, в первую очередь медицинской помощи и образования, от места жительства к местам предоставления социальных услуг, в том числе граждан, проживающих в сельской местности;

- перевозка граждан от места жительства и транспортных узлов к местам отдыха – туристическим маршрутам и природным памятникам, дачным и садовым участкам.

Повсеместное и качественное осуществление таких перевозок на текущий момент крайне затруднено из-за накопившихся проблем.

Так в настоящее время в сфере общественного транспорта не в полной мере действуют рыночные правила. В отличие от других отраслей, в том числе социально значимых, в отрасли общественного транспорта отсутствуют свободное ценообразование и свободный вход на рынок транспортных услуг. 

Нерыночные механизмы дают возможность «в ручном режиме» решать актуальные социальные проблемы. Однако в долгосрочной перспективе это приведет к медленной деградации соответствующих региональных экономических сфер, к дефициту и снижению качества предоставляемых услуг и впоследствии к социальным проблемам.

Регулирование цен, а также высокий уровень социальной нагрузки и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к низкой рентабельности и убыточности пассажирских перевозок, к недостатку предложений на транспортные услуги и неудовлетворенности населения в потребности перевозок. 

Существенные проблемы наблюдаются на большинстве пригородных маршрутов и пассажирских перевозках в вечернее время.

Это обусловлено снижением объемов предоставляемых услуг, особенно для социально незащищенных слоев населения, при сохранении всей инфраструктуры видов общественного транспорта и незначительном снижении численности производственного персонала, отсутствием эффективного механизма финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, а также отставанием роста доходов от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства. 

У перевозчиков формируется «синдром плановой убыточности»: субсидирование возникающих убытков стимулирует перевозчиков завышать показатели издержек и ведет к росту бюджетных затрат.

Вместе с тем, выделяемые бюджетные субсидии пока полностью не покрывают потери в доходах транспортных организаций, возникающие в результате регулирования тарифов на перевозки пассажиров.

Одновременно существуют административные барьеры, ограничивающие вход на рынок пассажирских перевозок, как правило, на наиболее прибыльных маршрутах. В Брянской области исторически сложилась территориальная монополия: маршрутная сеть поделена между перевозчиками. Устранение таких барьеров могло бы снизить затраты или привело бы к потере маршрутов неэффективными перевозчиками.

Указанные проблемы приводят к вполне ощутимым последствиям уже в настоящее время.

Так из-за неустойчивого финансового состояния государственного унитарного предприятия «Брянская автоколонна №1403», начиная с 2009 года сокращено обслуживание части пригородных рейсов Брянского, Выгоничского, Жирятинского районов.

Являясь естественным монополистом в области железнодорожных пассажирских перевозок открытое акционерное общества «Российские железные дороги», ежегодно несет миллионные убытки от пригородных перевозок и без поддержки региона в части выделения субсидий для обеспечения стабильного функционирования пригородного комплекса вынуждено в ущерб населению региона отменять поезда, закрывать отдельные малодеятельные участки.

В ряду основных недостатков регионального общественного транспорта особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. 

Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.

Основные фонды всех видов общественного транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате чего состояние многих транспортных средств подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Техническая эксплуатация таких транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и обслуживание.

Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы общественного транспорта.

Эффективность работы и развития общественного транспорта напрямую зависит от квалификации работников, задействованных на всех уровнях его функционирования.

В настоящее время на общественном транспорте Брянской области остро стоит проблема кадрового обеспечения. В отрасли ощущается нехватка квалифицированных водителей, значительно снизился уровень их профессиональной подготовки. 

Существовавшая ранее государственная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов практически не функционирует. С появлением на предприятиях транспортного комплекса принципиально новой техники, внедрением новых инновационных технологий появилась необходимость в специалистах современного уровня. Для эффективной организации производства требуются новые знания в области управления и маркетинга. 

Проблема квалификации кадров тесно связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья населения. Снижение уровня профессиональной подготовки водителей и ремонтных рабочих прямым образом влияет на рост дорожно-транспортных происшествий. 

К факторам, определяющим высокий уровень аварийности в Брянской области, следует отнести: 

- массовое пренебрежение требованиями и правилами безопасности дорожного движения со стороны участников движения; 

- недостаточное развитие улично-дорожной сети и технического уровня дорожного хозяйства; 

- низкий уровень подготовки водителей транспортных средств; 

- недостатки организации и управления дорожным движением; 

- неразвитость и недостаточная эффективность системы обнаружения ДТП и оказания своевременной и качественной медицинской помощи; 

- неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств.

Недостаточный уровень разработки нормативно-правовой базы, несовершенство в этой сфере правоприменительной практики, а также неразвитость системы мониторинга, контроля состояния транспорта и предупреждения о природных катаклизмах говорят о необходимости повышения надежности обеспечения транспортной безопасности в регионе.

Все более актуальной становится проблема обеспечения охраны окружающей среды от вредного воздействия транспортной деятельности.

В целом можно констатировать, что общественный транспорт в Брянской области находится в кризисном состоянии, выход из которого возможен только при условии его перехода на новый качественный уровень развития, обеспечивающий требования инновационной экономики и повышающиеся требования населения к качеству, доступности и безопасности предоставления транспортных услуг.

3. Развитие общественного транспорта в Брянской области

 

Целью развития общественного транспорта в Брянской области в течение 2013-2020 годов является формирование единой системы общественного транспорта, удовлетворяющей растущие потребности населения, в том числе граждан с ограниченной способностью к передвижению, в гарантированных, доступных и безопасных пассажирских перевозках, обеспечивающих повышение качества жизни населения и экономический рост региона.

Данная система должна обеспечить координацию и оптимизацию работы различных видов общественного транспорта, а также транспортную и ценовую доступность населения в регионе.

Это окажет значительное влияние на улучшение качества обслуживания населения, повышение эффективности использования транспортных средств и сокращение материальных и трудовых затрат. 

Для достижения указанной цели развития общественного транспорта в Брянской области необходимо реализовать комплекс задач и мероприятий, обеспечивающих:

- развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;

- совершенствование тарифной политики;

- создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом Брянской области;

- совершенствование инфраструктуры общественного транспорта;

- повышение уровня безопасности общественного транспорта;

- снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду;

- улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий;

- создание нормативной правовой базы по вопросам развития общественного транспорта;

- совершенствование контрольно-надзорных функций.

3.1. Развитие конкуренции на рынке транспортных услуг.

 

Для обеспечения качественного транспортного обслуживания населения Брянской области необходимо развивать конкурентный рынок в сфере общественного транспорта.

Это обеспечит работу механизма "цена - качество" и сделает цену и качество предметом конкуренции, а также оптимизирует между ними баланс.

Формирование рынка услуг общественного транспорта в Брянской области должно предусматривать соблюдение требования эффективной конкуренции, а так же недопущение монополизации рынка, в том числе:

- регулярное обследование пассажиропотоков для эффективного распределения общественного транспорта по разным маршрутам его движения;

- распределение маршрутов общественного транспорта между перевозчиками должно осуществляться исключительно на конкурсной основе;

- организационно-технические, экономические и другие критерии для определения победителя конкурса должны быть максимально детализированы;

- заключаемые контракты на транспортное обслуживание должны определять требования к качеству и безопасности перевозок, порядок получения компенсации убытков от перевозок льготных категорий пассажиров и использования регулируемых тарифов и фиксировать стоимость проезда;

- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизма подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям; 

- поддержку малого и среднего бизнеса на общественном транспорте.

Все это создаст условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности предприятий общественного транспорта, привлечения инвестиций в развитие общественного транспорта и обеспечит стимулирование внедрения новейших технологий и использования современных транспортных средств.

3.2. Совершенствование тарифной политики

 

Проблема предприятий общественного транспорта заключается в том, что они не могут стать в современных условиях прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. И сегодня в целом они остаются убыточными.

Особенность функционирования общественного транспорта в Брянской области заключается в необходимости согласования экономических интересов транспортных предприятий и общественных интересов с учетом потребностей всех слоев населения и предполагает строго взвешенный подход к формированию тарифов за пользование услугами общественного транспорта. 

Сегодня для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по количественным, качественным и экономическим параметрам и одновременном обеспечении рентабельности предприятий общественного транспорта необходимо сдерживать рост тарифов на общественном транспорте,

Основными способами снижения роста тарифов являются государственное регулирование и создание рыночной экономики, при осуществлении которых следует учитывать следующие основные моменты: 

- государственное регулирование зачастую оказывается слишком жестким, что приводит к ослаблению рыночных стимулов и оттоку капиталов из отрасли;

- отмена регулирования тарифов сопряжена с риском резкого повышения платы за проезд, а сохранение регулирования к ухудшению транспортного обслуживания населения. При регулировании тарифов наблюдаются единообразный пакет транспортных услуг и у перевозчиков отсутствуют стимулы к введению новшеств в транспортном обслуживании; 

- механизм рыночной конкуренции также имеет свои недостатки, так как конкуренция часто оказывается недостаточной, недобросовестной и в итоге приводит к снижению качества транспортного обслуживания населения;

- при наличии конкуренции привлечение частных перевозчиков может уменьшить бюджетную нагрузку и повысить качество предоставляемых транспортных услуг, а при ее отсутствии – ухудшить качество транспортного обслуживания населения, а также вызвать рост стоимости проезда; 

- заключение контрактов на транспортное обслуживание на конкурсной основе является достаточно эффективным средством создания конкуренции. Система конкурсов позволяет достичь более эффективных и высоких показателей уровня транспортных услуг. Для этого необходимо создать продуманную и взвешенную систему конкурсов, основанных на объективных оценках уровня претендентов и вынесения частных решений с максимальным исключением субъективных подходов. При этом одним из вариантов обеспечения общего уровня рентабельности пассажирских перевозок может быть формирование лотов, объединяющих низкорентабельные и убыточные социально значимые маршруты с рентабельными;

- заключение контрактов с перевозчиками на длительный период времени (от 3 до 5 лет) может послужить стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств и привлечет новых перевозчиков;

- предоставление субсидий на транспортное обслуживание населения в целях компенсации перевозчику убытков, возникших вследствие регулирования тарифов и перевозки льготных категорий граждан, должно предполагать использование механизмов мобилизации внутрихозяйственных резервов транспортных предприятий, оптимизации их производства и т.п.

В современных условиях совершенствование тарифной политики заключается в создании эффективного механизма, основанного на использовании различных сочетаний элементов рыночного и государственного регулирования рынка транспортных услуг с учетом их социальной значимости.

Основными задачами совершенствования тарифной политики являются:

- мониторинг тарифов в целях ограничения их инфляционного влияния; 

- ограничение тарифов для обеспечения доступности транспортных услуг и недопущения их оказания ниже себестоимости (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, не позволяющих обеспечить безопасность транспортного процесса; 

- обеспечение ценовой прозрачности рынка за счет расширения практики применения принципа "объявленного тарифа"; 

- обеспечение в интересах пользователей транспортных услуг стабильности и унификации тарифов. 

Для отдельных видов общественного транспорта в Брянской области тарифная политика будет характеризоваться следующим.

В сфере автомобильного и электрического общественного транспорта тарифное регулирование предполагает повышение ценовой доступности услуг общественного транспорта для менее обеспеченных слоев населения.

Тарифное регулирование осуществляться путем постепенного выравнивания уровня транспортной обеспеченности городских и пригородных маршрутов и создания условий для улучшения качества услуг. 

Ценообразование на перевозки в коммерческом режиме должно основываться на учете конъюнктуры рынка и повышенного качества транспортных услуг. 

В сфере железнодорожного транспорта пригородного сообщения необходимо совершенствование тарифной политики, адаптированной к условиям рыночной экономики. Для этого необходимо постепенное сокращение внутреннего перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности, регулирование тарифов по методикам, учитывающим необходимость сокращения транспортной составляющей в себестоимости продукции. 

В целом, совершенствование тарифной политики в течение рассматриваемого периода развития общественного транспорта характеризуется: 

- высоким уровнем государственного регулирования;

- доминирующей ролью государственного и муниципального секторов в предоставлении транспортных услуг; 

- высоким уровнем субсидирования как оборотного, так и основного капитала перевозчиков; 

- обязательством государства по обеспечению установленного минимального уровня услуг транспортного обслуживания; 

- скоординированным и интегрированным подходом к общественному транспорту.

3.3. Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом Брянской области

 

Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом Брянской области обусловлено необходимостью повышения эффективности управления общественного транспорта и мониторинга его функционирования.

Основными задачами данной системы являются:

- осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта;

- формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного транспорта;

- осуществление диспетчерского управления общественным транспортом; 

- автоматизация продажи проездных документов на автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт.

3.3.1. Мониторинг функционирования общественного транспорта

 

Осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта в рамках вышеуказанной системы позволит исполнительным органам государственной власти Брянской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Брянской области:

- вести централизованный учет и хранить информацию об объектах общественного транспорта, его инфраструктуре (в том числе подвижной состав, остановочные пункты, станции и вокзалы) и хозяйствующих субъектах, предоставляющих транспортные услуги на территории Брянской области; 

- исключить дублирование в работе по сбору и хранению информации;

- обрабатывать и анализировать актуальные данные по общественному транспорту;

- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта посредством использования систем ГЛОНАСС, данных тахографов;

- повысить эффективность межведомственного взаимодействия за счет общедоступного использования собранных сведений;

- исключить многократное предоставление хозяйствующими субъектами идентичную (однотипную) информацию в органы власти, контролирующие общественный транспорт.

3.3.2. Формирование единой маршрутной сети и ее оптимизация

 

Формирование единой маршрутной сети общественного транспорта предполагает ведение реестра маршрутов общественного транспорта на региональном и муниципальном уровнях. 

Реестр должен представлять собой информационную систему учета в электронном и бумажном носителях сведений о маршрутах общественного транспорта (включая его номер, путь следования, с указанием места остановочных пунктов и их наименования, места конечных остановочных пунктов). Данные реестра должны быть открытыми и общедоступными, подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 

Для улучшения и упорядочения движения общественного транспорта, обеспечения комфортных условий пересадки пассажиров с одного транспорта на другой и эффективности использования подвижного состава необходимо осуществить оптимизацию маршрутной сети с применением логистических принципов развития транспорта.

Оптимизация маршрутной сети обусловлена необходимостью:

- исключения дублирования маршрутов движения общественного транспорта;

- сокращения транзитных маршрутов общественного транспорта, проходящих через центры городов;

- распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте;

- открытия новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения. 

В ходе оптимизации маршрутной сети целесообразно:

- акцентировать внимание на развитие пригородного и междугородного автобусного сообщения, особенно в тех районах Брянской области, где эти виды транспорта являются безальтернативными. Это позволит значительно повысить доступность услуг учебных, медицинских, культурных учреждений для большой части населения региона;

- обустроить объекты инфраструктуры общественного транспорта, в частности обеспечить конечные и промежуточные остановочные пункты, автостанции, автовокзалы, пересадочные узлы и др. информационными таблицами (электронные табло) с указанием маршрутов, графиков и интервалов движения;

- осуществить межвидовую увязку различных видов общественного транспорта (железнодорожного, воздушного) и создать пассажирские терминалы и пересадочные комплексы (транспортно-пересадочных узлов) на инвестиционной основе;

- сформировать скоростные транспортные оси, траектории которых проходит через основные пассажирообразующие точки региона. При этом прежняя маршрутная сеть области должна быть реорганизована таким образом, чтобы часть автобусных маршрутов осуществляли доставку пассажиров от районов до ближайшей узловой станции транспортной оси. Сокращение числа маршрутов позволит в значительной мере улучшить экономические и экологические показатели работы общественного транспорта.

- разделить транспортные потоки в пространстве за счет выделения специальных полос и улиц для движения общественного транспорта, а также во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет для движения общественного транспорта.

Одним из наиболее эффективных способов принятия решений по оптимизации структуры и процессов функционирования общественного транспорта в Брянской области является использование модели транспортной системы региона (транспортная модель), которая позволяет отображать закономерности транспортных процессов и оценивать последствия принятия управленческих решений.

Одним из способов исследования пассажиропотоков может стать автоматизация процесса оплаты проезда и учета оказанных услуг пассажирских перевозок на общественном транспорте путем внедрения системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, в том числе для льготных категорий граждан, с использованием пластиковых карт.

Исследование пассажиропотоков при помощи данной системы позволит:

- получить достоверные результаты при значительном сокращении затрат и времени на обследование;

- даст возможность обоснованно совершенствовать использование подвижного состава;

- проводить изменения маршрутов и расписания движения общественного транспорта;

- гибко менять систему организации труда водителей;

- определять фактический пассажиропоток по крупным и узловым остановкам общественного транспорта для организации эффективного взаимодействия между маршрутами и между различными видами транспорта, в том числе персонифицированный учет поездок граждан льготных категорий;

- позволит создать прозрачный механизм компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий за перевозку граждан льготных категорий и исключить перекрестное субсидирование.

3.3.3. Создание системы диспетчерского управления общественным транспортом

 

Осуществление диспетчерского управления общественным транспортом обеспечивает оперативное управление общественным транспортом и формирует объективную информацию о его функционировании.

Для этого необходимо в рамках информационно-аналитической системы управления общественным транспортом Брянской области информационно объединить центральные диспетчерские службы муниципальных образований, диспетчерские пункты на транспортных предприятиях, вокзалах и станциях.

Диспетчерское управление общественным транспортом, используя Центр космических услуг Брянской области, обеспечит:

- повышение качества транспортного обслуживания населения Брянской области за счет непрерывного автоматизированного контроля движения в режиме реального времени, 

- координацию и синхронизацию работы всех видов общественного транспорта за счет увязки интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах;

- повышение эффективности использования подвижного состава за счет сокращения непроизводительных потерь времени на маршруте и рационального использования подвижного состава и резерва на наиболее загруженных направлениях;

- повышение безопасности пассажирских перевозок за счет оперативного оповещения водителей транспортных средств об авариях и чрезвычайных ситуациях на маршрутной сети и информационного обеспечения мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций посредством организации связи водителей транспортных средств, участников дорожно-транспортных происшествий с представителями оперативных служб (скорая помощь, милиция и др.);

- предоставление информации населению о расписаниях движения общественного транспорта через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, информационные киоски, в Call-центрах по городской и сотовой телефонной связи и через другие средства информирования населения;

- оперативное информирование пассажиров на остановках (вокзалах) общественного транспорта с помощью остановочных табло об ожидаемом времени прибытия (отправления) общественного транспорта, номере маршрута и фактическом времени прибытия очередного транспортного средства.

- полный переход на автоматизированный учет и контроль организации работы транспортного комплекса путем интеграции вокзалов, автостанций, транспортных предприятий и транспортных средств в единое информационное пространство;

- формирование для органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, органов государственной власти Брянской области и транспортных предприятий отчетности о выполнении транспортной работы по маршрутам за оперативные сутки и итоги с начала месяца. 

При этом предполагается использование спутниковой навигационной системы типа ГЛОНАСС/GPS. Источником первичной информации являются датчики, установленные на транспортных средствах.

В рамках информационно-аналитической системы управления общественным транспортом Брянской области для повышения качества транспортного обслуживания пассажиров и расширения географии пунктов продажи билетов необходимо предусмотреть автоматизацию продажи проездных документов на маршруты автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта по принципу «одного окна».

При этом должны обеспечиваться: 

- продажи проездных документов в прямом и обратном направлении, а при необходимости и от промежуточных станций на маршруте; 

- прямая продажа проездных документов либо продажа проездных документов по предварительным заказам; 

- бронирование и продажа проездных документов через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

- получение населением через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и справочные киоски справочной информации о расписании рейсов с промежуточными посадками, наличии свободных мест, пассажирских и багажных тарифах, льготах и правилах их применения, а также через информационные табло зала ожидания вокзалов (станций, платформ), отображающее информацию о текущем состоянии ближайших рейсов.

 

3.4. Совершенствование инфраструктуры общественного транспорта

 

Для улучшения качества транспортного обслуживания и удовлетворения спроса населения Брянской области на транспортные услуги необходимо восстановить и обновить парк транспортных средств и усовершенствовать производственную базу транспортных предприятий и другие объекты инфраструктуры общественного транспорта, для чего необходимо:

- приобретение подвижного состава современного технического уровня, повышенной комфортности и приспособленного для перевозок пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан;

- внедрение высокоэффективных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры общественного транспорта.

Вопрос обновления подвижного состава весьма капиталоемкий и его полное решение нельзя перекладывать на транспортные предприятия. Необходима государственная поддержка.

В связи с чем, обновление подвижного состава на маршрутной сети целесообразно осуществить за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также за счет приобретения транспортных средств в лизинг.

Развитие инфраструктуры общественного транспорта предусматривает согласованное комплексное развитие всех элементов его инфраструктуры и предусматривает:

- реконструкцию и строительство новых железнодорожных и автобусных вокзалов, станций, остановок общественного транспорта с учетом обеспечения их доступности для пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан;

- создание на базе железнодорожных и автобусных вокзалов современных пассажирских терминалов, позволяющих обеспечить не только увеличение пассажиропотоков и предоставление пассажирам качественных транспортных услуг, но и выполнить функции пассажирского транспортно-пересадочного узла, объединяющего разные виды транспорта.

В результате совершенствования инфраструктуры общественного транспорта будет достигнуто:

- обеспечение транспортного обслуживания отдаленных районов региона и прямое транспортное сообщение между населенными пунктами и областным центром в соответствии с минимальными социальными транспортными требованиями;

- улучшение качества перевозок пассажиров за счет сокращения их времени в пути, повышения комфортности и безопасности их перевозки;

- обновление парка подвижного состава транспортных предприятий;

- снижение убыточности перевозок транспортных предприятий за счет уменьшения транспортных издержек и эксплуатационных затрат;

- снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду.

3.5. Повышение уровня безопасности общественного транспорта

 

По действующему законодательству обеспечение безопасности перевозок является прямой обязанностью перевозчиков вне зависимости от их организационно-правовой формы. К возлагаемым на перевозчиков задачам по обеспечению безопасности перевозок относятся:

- содержание подвижного состава в технически исправном состоянии, предупреждение неисправностей и отказов при эксплуатации на линии;

- обеспечение профессиональной надежности водителей;

- организация перевозочного процесса в соответствии с технологией, обеспечивающей безопасные условия перевозки пассажиров.

Как показывает практика, частные перевозчики далеко не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности. 

Обеспечение безопасности общественного транспорта должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством путем реализации на всех видах транспорта правовых, экономических, организационных и иных мер для повышения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности.

Задачами в части повышения уровня безопасности транспортной системы являются:

- обеспечение безопасности движения;

- обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Брянской области;

- обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

- обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса;

- развитие средств и систем надзора в сфере транспорта;

- обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

Надлежащее обеспечение безопасности перевозок общественным транспортом, снижения темпов роста аварийности и риска возможных дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте обеспечивается посредством:

- своевременной замены физически и морально устаревших транспортных средств;

- осуществления контроля выполнения нормативных требований эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры, в том числе применение современных технических средств контроля за скоростными режимами движения транспортных средств, а также режимами труда и отдыха водителей общественного транспорта;

- оснащения транспортных средств спутниковой навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS для определения их точного местонахождения при чрезвычайных ситуациях и оказания срочной медицинской помощи пострадавшим;

- обеспечения участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления;

- повышения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем их оснащения современными системами контроля пассажиров и несанкционированного доступа;

- стимулирования использования транспортных средств, соответствующих действующим требованиям по безопасности;

- совершенствования процедур регулирования допуска перевозчиков на рынок в части соблюдения требований безопасности дорожного движения за счет формирования условий участия в конкурсах (наличие базы технического обслуживания и ремонта, возможности проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей и медицинского контроля здоровья водителей, обеспечение условий автостоянки, подбора персонала соответствующей квалификации);

- техническое развитие железнодорожных переездов, сокращение числа пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне;

- разработка комплекса мер по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте, направленного на усовершенствование системы мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах общественного транспорта и его инфраструктуры.

- координация действий всех заинтересованных структур по обеспечению антитеррористической безопасности на общественном транспорте. 

Развитие общественного транспорта в Брянской области также должно быть связано с обеспечением военной безопасности в соответствии с действующим законодательством и предусматривать:

- поддержание готовности общественного транспорта к обеспечению военной безопасности региона в части выполнения массовых воинских перевозок в полном объеме и в заданные сроки;

- обеспечение мобилизационной подготовки и совершенствование региональной нормативно-правовой базы;

- организацию необходимой подготовки работников транспортных организаций, органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в сфере общественного транспорта.

 

 

3.6. Снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду

 

Все более актуальной становится проблема обеспечения охраны окружающей среды от вредного воздействия транспортный средств, в том числе общественного транспорта.

Снижение вредного воздействия всех видов общественного транспорта на здоровье человека и окружающую среду достигается за счет перехода на применение транспортных средств, работающих на экологически видах топлива и альтернативных источниках энергии, а так же снижение энергоемкости транспортных средств.

Для чего необходимо:

- разработать и ввести механизм стимулирования транспортных организаций, использующих такие транспортные средства и источники топливно-энергетических ресурсов;

- усилить контроль технического состояния эксплуатируемых транспортных средств по экологическим показателям, ограничения выбросов и утилизации отходов транспортных предприятий;

 

3.7. Улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий

 

Задачи развития общественного транспорта могут быть решены только при условии обеспечения данной отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов.

Для чего необходимо обеспечить соответствующую подготовку специалистов и руководителей в сфере эксплуатации и управления общественным транспортом и его инфраструктурой и реализовать следующие мероприятия:

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка, в том числе по новым направлениям в области логистики, транспортных услуг, межтранспортного взаимодействия и других областях;

- широкое применение специализированных тренажеров для подготовки специалистов различных видов транспорта;

- проведение долгосрочной политики, направленной на повышение престижности транспортных профессий, стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и на мотивацию приобретения качественных знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям;

- укрепление связи между работодателями и образовательными учреждениями в части согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки и заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности;

- расширение практики предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений транспортного комплекса;

- создание системы наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере общественного транспорта;

- разработка требований к уровню квалификации водителей транспортных средств с учетом особенностей управления различными видами транспортных средств, а также с учетом особенностей осуществления конкретных видов пассажирских перевозок;

- формирование в транспортных организациях управленческих кадров, мотивированных на достижение корпоративных стратегических целей;

- проведение регулярных обучающих семинаров по вопросам формирования тарифов организациями общественного транспорта.

- обеспечение подготовки специалистов по мобилизационной подготовке на каждом виде общественного транспорта. 

Существенную роль в повышении престижности транспортных профессий на общественном транспорте должны сыграть социальные гарантии по увеличению оплаты труда и предоставление персоналу транспортных предприятий социального пакета.

Для чего необходимо:

- укрепить экономическое положение транспортных предприятий, повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности.

- обеспечение социальных гарантий,

- расширение и совершенствование корпоративных социальных пакетов (пенсионное обеспечение, размер оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживание, продолжительность отдыха, возможность укрепления здоровья (занятие спортом, организация отдыха) и решения жилищного вопроса и обучения) на основе соглашений, отражающих текущий баланс интересов работодателей, работников отрасли и государства;

- соблюдение дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника;

- поощрение социальной ответственности бизнеса, а также использование в интересах развития кадрового потенциала договоров о социальном партнерстве.

3.8. Создание нормативной правовой базы по вопросам развития общественного транспорта

 

Эффективное и динамичное развитие общественного транспорта в Брянской области, конкурентоспособность транспортных предприятий во многом будут зависеть от разработки и принятия ряда важных нормативных правовых актов Брянской области, регламентирующие следующие вопросы:

- порядок формирования реестров общественного транспорта и его инфраструктуры, а также межведомственного взаимодействия в части его ведения;

- порядок формирования и оптимизации маршрутной сети;

- порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов общественного транспорта регулярного сообщения;

- порядок выделения сети социально значимых маршрутов на территории Брянской области;

- порядок формирования и ведения реестра маршрутов общественного транспорта;

- порядок обследования пассажиропотоков на маршрутах регулярных сообщений.

Одновременно возникла острая необходимость усовершенствовать систему и порядок организации пассажирских перевозок автомобильным и электрическим пассажирским транспортом на территории Брянской области.

Сегодня в регионе действует Закон Брянской области от 24 июня 2010 года№54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области».

В данный закон необходимо внести изменения, предусматривающие:

- порядок организации пассажирских перевозок;

- порядок взаимодействия уполномоченных органов Брянской области и органов муниципальных образований Брянской области в сфере организации транспортного обслуживания населению;

- сочетание интересов государственного регулирования и рыночных отношений в сфере транспортного обслуживания;

- создание в регионе единого транспортного пространства; 

- обеспечение равного доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг, их государственную поддержку. 

Наряду с этим требуется заключение соглашения между Брянской областью и соседними субъектами Российской Федерации по регулированию межсубъектных маршрутов автомобильного транспорта.

Это вызвано тем, что сегодня порядок взаимодействия Брянской области с уполномоченными органами в сфере организации транспортного обслуживания населения соседних субъектов, осуществляемый в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 №178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", требует своей однозначной и взаимосогласованной регламентации. 

Для обеспечения гарантированного уровня доступности и качества услуг общественного транспорта и установления единого подхода к основным элементам общественного транспорта в Брянской области необходимо совершенствовать на территории области минимальные социальные транспортные требования к оказанию транспортных услуг населению, определяющие:

- параметры качества транспортного обслуживания населения;

- требования к развитию инфраструктуры общественного транспорта, в том числе его подвижного состава; 

- показатели ценовой доступности транспортных услуг для населения; 

- требования к периодичности и графику транспортного обслуживания для каждого населенного пункта;

- механизм компенсации потерь в доходах транспортных предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки.

3.9. Совершенствование контрольно-надзорных функций

 

Сегодня возникла потребность в совершенствовании контроля работы общественного транспорта в Брянской области.

В настоящее время на территории региона действует Закон Брянской области от 15.06.2007 №88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области".

Закон не предусматривает ответственность юридических и должностных лиц за нарушения на общественном транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярного сообщения, а также за нарушения на легковом (такси) автомобильном транспорте при перевозке пассажиров на территории Брянской области. Не предусмотрена также ответственность за осуществления регулярных перевозок без договоров (контрактов) с уполномоченными органами в сфере транспортного обслуживания населения Брянской области.

Для защиты прав пассажиров как потребителей транспортных услуг, обеспечения их безопасности и осуществления контроля соблюдения участниками транспортного процесса своих обязанностей необходимо выполнить следующие мероприятия.

Ужесточить систему применения административных санкций в сфере общественного транспорта, рассмотреть вопрос о возможности введения административной ответственности:

за нарушение расписания движения транспортных средств по маршруту регулярного сообщения;

за осуществление перевозок пассажиров без разрешения на право работы по маршруту, 

- за осуществление перевозок пассажиров по маршруту без договоров (контрактов); 

- за нарушение периодичности (или) объема технического обслуживания транспортных средств, 

- за нарушение требований к обустройству автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств;

- за отсутствие на остановочных пунктах маршрутов сведений для пассажиров о движении транспортных средств;

- за невыполнение предписаний должностного лица уполномоченного органа Брянской области;

- за воспрепятствование осуществлению государственного контроля в сфере транспортного обслуживания населения. 

Расширить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в транспортной сфере и рассматривать дела по таким нарушениям.

Законодательно регламентировать возможность снятия транспортного средства с маршрута регулярного сообщения - прекращение пассажирских перевозок в момент и в пункте выявления нарушения требований, предусмотренных законом, с передачей транспортного средства на ответственное хранение до устранения выявленного нарушения; 

Разработать и утвердить Положение о порядке снятия транспортных средств с маршрута регулярных сообщений.

Применение предлагаемых административных норм позволит повысить безопасность пассажирских перевозок и улучшить качество транспортных услуг, а также установить ответственность перевозчиков, должностных лиц, водителей и пассажиров за соблюдение установленных прав и обязанностей в сфере транспортного обслуживания населения.

Заключение

 

Настоящая Концепция содержит основные направления организации и развития общественного транспорта на 2013 - 2020 годы, которые должны быть реализованы путем комплекса взаимосвязанных мероприятий, решений и программ и подлежат уточнению и доработке в процессе их осуществления при условии сохранения основных стратегических ориентиров Концепции.

Реализация положений настоящей Концепции к 2020 году обеспечит:

- рост конкурентоспособности предприятий общественного транспорта;

- повышение эффективности управления общественным транспортом;

- увеличение количества перевезенных пассажиров;

- повышение качества и безопасности транспортного обслуживания населения Брянской области;

- сокращение транспортных издержек транспортных предприятий; 

- снижение негативного влияния общественного транспорта на окружающую среду.

 

Количественные показатели реализации Концепции

 

Наименование индикаторов

Единица измерения

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Обновление парка автобусов и троллейбусов автотранспортных предприятий области

%

1,7

4

4

4

4

4

4

4

Доля отмененных рейсов от общего числа запланированных

%

3,5

3,2

3,0

2,9

2,8

2,7

2,6

2,5

выведение автотранспортных предприятий на безубыточный уровень

%

4

6

8

9

9

10

10

12

Оснащение транспортных средств спутниковой навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS

единиц

600

700

800

900

1000

1100

1200

1300

Создание информационно-аналитических центров управления общественным транспортом

единиц

1

1

2

3

4

5

6

7

Количество автоматизированных пунктов продажи проездных документов или пунктов пополнения баланса электронных карт

единиц

0

1

5

10

20

40

45

50

Количество новых маршрутов

единиц

1

2

2

3

3

3

3

3

 


 

 Copyright © 2018. Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области